Целевые заказы как форма финансирования советской социально-культурной сферы

Формы финансирования советской социально-культурной сферы обсуждаются интенсивно. Допустим, что более весомая часть или даже основной объем бюджетного финансирования будет предоставляться в форме целевых заказов. Проанализируем возможности использования данного экономического инструмента для противодействия негативным моментам коммерциализации социально-культурных учреждений и поддержки тех видов деятельности, которые обладают высокой социальной значимостью. Прежде всего следует принять во внимание, что фактическая роль любых новых форм регулирования зависит от характера деятельности управления, в которой они будут использоваться в качестве его инструментов. Без адекватных изменений во всех компонентах существующей структуры управления, без преобразования его субъектов, процедур и способов организации эти инструменты лишь по форме будут выступать экономическим средством реализации общественных интересов, а фактически окажутся инкорпорированными сложившейся плановой деятельностью, отвечающей интересам административного аппарата.

Для многих видов деятельности зачастую трудно определить характеристики такого рода, которые, будучи предметом рыночных отношений, адекватно отражали бы требуемое содержание и направленность этих видов деятельности. Это наиболее очевидно для деятельности, связанной с творческими поисками, с ориентацией на общение, на социальную интеграцию, на формирование насыщенной социокультурной среды, на воспитание и т. д. Здесь важен сам процесс деятельности во всей его целостности. Фиксация в договоре тех или иных результирующих параметров будет весьма формальным его отображением и не гарантирует, что желаемая деятельность не будет сымитирована.

Следует также учитывать изначально несовершенный характер складывающегося рынка социально-культурных благ и услуг. По многим их видам спрос превышает предложение. Сохраняется монопольное положение многих учреждений социально-культурной сферы по отношению к населению, проживающему в зоне их территориальной доступности. В условиях расширения экономической самостоятельности увеличиваются возможности реализации преимуществ этого монопольного положения в ущерб интересам населения. Речь идет о завышении цен, о свертывании объемов и ухудшении качества услуг, предоставляемых бесплатно или по ценам и тарифам, устанавливаемым государством и обеспечивающим доступность этих услуг для широких слоев населения, о навязывании ненужных населению видов услуг в комплекте с пользующимися спросом и т. д.

В то же время медленно меняющиеся органы управления не заинтересованы прикладывать усилия по развитию конкуренции. Выбирайте только честные онлайн казино для игры на деньги

a21a5cfd2946e791269d9a08ab745bb7